20.02.2001

Ликострой оправдывает доверие

Газета «Московская перспектива», выпуск №7 от 20 февраля 2001 года

ЛИЗИНГ

Лизинг давно получил широкое распространение на Западе, зарекомендовав себя как выгодный способ прямых инвестиций и эффективное средство обновления основных фондов в реальном секторе экономики. Даже крупные и процветающие компании проводят техническое перевооружение не посредством прямых закупок, а на условиях финансового лизинга. Строительные фирмы в своей производственной деятельности все шире используют оперативный лизинг, при котором необходимая для конкретных разовых или специальных работ техника арендуется на нужный срок у лизинговой компании. Это избавляет строителей от забот по хранению и содержанию малоупотребляемых машин и механизмов, позволяет использовать наиболее современную технику и сокращает количество привлекаемых субподрядчиков.

В нашей стране лизинг пока еще не достиг должного уровня развития ни в количественном, ни в качественном отношении. Оперативный лизинг практически не употребляется. По подсчетам Российской Ассоциации лизинговых компаний (Рослизинг), всего 1,5 процента инвестиций в экономику приходится на долю лизинга.

Ничего удивительного в таком положении в общем-то нет. Первый нормативно-правовой акт по регулированию лизинговых операций - Указ Президента РФ №1929 - был издан в сентябре 1994 года. А федеральный Закон о лизинге появился лишь в октябре 1998 года. Однако в полном объеме он до сих пор не работает: многие его положения выполняются не полностью или не выполняются вовсе. Все это существенно тормозит развитие лизинга - очень перспективного и необходимого стране вида инвестиционной деятельности.

Тем не менее лизинг неуклонно завоевывает и укрепляет позиции на российском инвестиционном рынке. В настоящее время здесь действуют более 1000 лизинговых компаний. Есть среди них и свои лидеры. К их числу, безусловно, принадлежит лизинговая компания "Ликострой", уже более 5 лет успешно решающая сложную и ответственную задачу технического переоснащения строительных организаций Москвы.

ОАО "ЛК "Ликострой" создано в 1995 году по Постановлению правительства Москвы №582. Город в лице Москомимущества владеет контрольным пакетом акций Ликостроя. Генеральным директором компании с момента ее основания является Заслуженный строитель России и Киргизии, Почетный строитель Москвы Генрих Сергеевич Гарибов.

Можно без всякого преувеличения утверждать, что за 5 лет работы небольшому коллективу Ликостроя удалось добиться очень многого. Предприятиям стройкомплекса Москвы на условиях лизинга передано более 1000 единиц техники стоимостью около 1,3 миллиарда рублей. Для Московского завода железобетонных изделий и труб приобретена современная датская технологическая линия, а для ООО "Аркадо" - германо-итальянская линия по производству многослойных наружных стеновых панелей стоимостью 7,5 миллиона немецких марок.

Приоритетным направлением деятельности лизинговой компании с решающим долевым участием города является работа по выполнению целевых программ правительства Москвы. Основная задача на сегодняшний день - обновление парка грузоподъемной техники стройкомплекса столицы. В 1998 - 1999 годах Ликострой передал в лизинг московским строительным организациям 44 башенных крана на сумму 57 миллионов рублей, на 2000 - 2001 год планируются лизинговые поставки еще 21 крана стоимостью 100 миллионов рублей. По мнению Г.С.Гарибова, до удовлетворительного решения проблемы еще далеко. Более половины грузоподъемных машин и механизмов столичного стройкомплекса уже выработали свой эксплуатационный ресурс и нуждаются в скорейшей замене. Не случайно срок действия этой важнейшей программы продлен до 2005 года. К тому времени предстоит заменить 797 единиц различной грузоподъемной техники на сумму 1,5 миллиарда рублей.

Еще один масштабный проект Ликостроя только начинается. В конце прошлого года заключен договор с дочерним предприятием шведского концерна "Вольво". В ходе реализации контракта строительным организациям Москвы на условиях лизинга будет поставлено 100 автосамосвалов, производство которых скоро начнется в Зеленограде.

По прошествии пяти лет, правильность решения правительства Москвы об учреждении лизинговой копании больше ни у кого не вызывает сомнений. Благодаря успешной работе Ликостроя возрождено производство башенных кранов на Карачаровском механическом заводе, АОЗТ "Бакра" приступило к выпуску новейшего башенного крана КБ-415УХЛ. С помощью Ликостроя ОАО "Мосстроймеханизация-1" сумело практически полностью обновить свои основные фонды. Департаменту продовольственных ресурсов поставлено 37 зиловских "бычков" (это, кстати, далеко не единственный пример плодотворного сотрудничества со знаменитым автозаводом). В 1999 году Ликострой выиграл тендер ГТК и стал официальным комиссионером Восточной таможни. Обращенная в федеральную собственность строительная техника стоимостью 527 миллионов рублей была передана предприятиям столичного стройкомплекса.

Примеров хорошей работы лизинговой компании в Москве можно привести очень много, однако пределами МКАД деятельность Ликостроя отнюдь не ограничивается. Компания сотрудничает с партнерами в Московской, Кемеровской, Брянской областях, Бурятии; работает с ведущими промышленными предприятиями Санкт-Петербурга, Саранска, Ржева, Тюмени, Набережных Челнов, Челябинска, белорусского Могилева. В Якутск поставляется строительная, коммунальная и другая специальная техника - всего около 200 единиц. В Ереване открыто дочернее предприятие "Ерликстрой", что поможет наладить экспорт российской техники в Армению и одновременно выгодно приобретать там опалубку и стройматериалы для московских строителей. Ликострой уже реализовал несколько крупных совместных проектов с фирмами из Республики Сербской в Боснии и Герцеговине. Важно отметить, что контракты в Якутии, Мордовии, Армении, Сербской Крайне выполняются в рамках соответствующих соглашений, заключенных правительством Москвы.

Все эти цифры и факты говорят сами за себя. Но едва ли не главным достижением ЛК "Ликострой" Г.С.Гарибов считает рост интереса и доверия к компании и лизингу в целом. Постоянно сотрудничающие с Ликостроем предприятия-лизингополучатели (среди них можно назвать ОАО "Вертикаль", ОАО "Мосстроймеханизация-1", ОАО "Мосстроймеханизация-4") и в будущем не намерены отказываться от взаимовыгодной работы. С каждым годом увеличивается число новых партнеров. Руководители, которые еще пару лет назад не желали даже слышать о лизинге, теперь сами активно идут на контакт, предлагают сотрудничество.

Наметившаяся "революция" во взглядах хозяйственников, конечно, внушает оптимизм, но и поводов для пессимизма остается немало. В последнее время их, пожалуй, даже прибавилось. У Ликостроя есть все, чтобы развивать свой столь необходимый для строителей бизнес. Есть опытный, высокопрофессиональный коллектив, отлаженные схемы работы, постоянные и потенциальные партнеры среди производителей-поставщиков и лизингополучателей. Есть даже собственные дополнительные источники финансирования бизнеса, например, своя риэлторская служба и недавно созданный отдел капитального строительства. А вот с точки зрения внешних, не зависящих от Ликостроя условий дела обстоят не столь благополучно.

Как уже отмечалось, далеко не все положения федерального закона о лизинге реально работают. Банки, например, не получают положенных по закону налоговых льгот за долгосрочное (на 3 - 4 года) кредитование лизинговых операций. В результате банки вынуждены отказывать в таких кредитах, лизинг становится краткосрочным и дорогим, рынок сужается. Предусмотренные законом налоговые, таможенные, валютные льготы не применяются потому, что в соответствующие разделы федерального законодательства до сих пор не внесены необходимые изменения.

Нужны поправки и к самому закону. Они разрабатывались Рослизингом при участии Ликостроя и в марте 2000 года были приняты в первом чтении Государственной Думой РФ. Но затем группа депутатов представила довольно странный проект закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О лизинге". Авторы этого документа предлагают убрать из текста закона определения оперативного и возвратного лизинга (в последнем случае лизингополучатель является и продавцом предмета лизинга). Тем самым строительная отрасль фактически лишается одного из наиболее интересных и перспективных резервов для развития. Изъятие статьи, которая определяет лизинг как вид прямых инвестиций, дает дополнительный козырь скептикам, ошибочно считающим лизинговые компании не инвесторами, а простыми посредниками между продавцом и покупателями. По такой логике лизинговые инвестиции в промышленность вообще не нужны. Предполагаемая отмена обязательного лицензирования и постановки на налоговый учет иностранных лизинговых компаний ставит их в привилегированное положение и находится в очевидном противоречии с принципами поддержки отечественного предпринимательства.

Наконец, некоторые положения второй части нового Налогового кодекса РФ способны серьезно затормозить развитие лизинга в России. Нормы, по которым амортизационные отчисления предлагается рассчитывать от остаточной стоимости, могут привести к увеличению срока амортизации техники и оборудования до 18 лет. В этом случае финансовый лизинг лишается одного из главных своих преимуществ - возможности ускоренной амортизации с коэффициентом 3 - и может превратиться то ли в разновидность бессрочной аренды, то ли в простую покупку в рассрочку.

В общем, проблем у лизинга много. Но опыт работы Ликостроя свидетельствует, что востребованность этого вида инвестиционной деятельности в России растет, а значит, он будет расширяться и развиваться вопреки всем искусственно создаваемым преградам.

 

новости
23.07.2017

Обновление информации на сайте

01.01.2009

Создание сайта